разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Санкт-Петербурга, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии (подпункт в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 12 января 2010 года N 641-1, - см. предыдущую редакцию);
осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
разрабатывает для представления Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект бюджета Санкт-Петербурга, проекты программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также иные проекты законов Санкт-Петербурга;
представляет Законодательному Собранию Санкт-Петербурга ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (подпункт дополнительно включен с 23 марта 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 19 марта 2010 года N 134-42);
предварительно рассматривает проекты законов Санкт-Петербурга о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Санкт-Петербурга, другие проекты законов Санкт-Петербурга, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
обеспечивает исполнение бюджета Санкт-Петербурга, готовит отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга для представления их Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;
формирует и возглавляет иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, применяет к ним меры поощрения и взыскания;
управляет и распоряжается собственностью Санкт-Петербурга в соответствии с законами Санкт-Петербурга, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
определяет условия распоряжения нежилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга и расположенными в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (подпункт дополнительно включен с 18 июля 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2010 года N 406-90);
вправе предложить органу местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления в Санкт-Петербурге привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Санкт-Петербурга, законам Санкт-Петербурга и иным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга, а также вправе обратиться в суд;
вправе отменять правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, приостанавливать действие правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, при этом вправе вносить изменения в правовые акты Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов, а также признавать их утратившими силу полностью или частично, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга;
учреждает и ликвидирует организации, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;
формирует и направляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга и из государственной собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность в случае, если указанное имущество подлежит безвозмездной передаче в соответствии с требованиями федерального законодательства;
в случае вступления в силу федерального конституционного закона, федерального закона, устанавливающего полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга вправе осуществлять данные полномочия до вступления в силу соответствующего закона Санкт-Петербурга, но не более чем в течение пяти месяцев после вступления в силу указанного федерального конституционного закона, федерального закона. Губернатор Санкт-Петербурга в двухмесячный срок после вступления в силу такого федерального конституционного закона, федерального закона обязан внести в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга о разграничении полномочий между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обязано рассмотреть этот проект закона Санкт-Петербурга не позднее двух месяцев после внесения его на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. При этом время перерыва в заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не учитывается в двухмесячном сроке рассмотрения указанного проекта закона Санкт-Петербурга, а также в пятимесячном сроке, в течение которого Правительство Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга;
осуществляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленные правовыми актами Правительства Российской Федерации, если иное не установлено Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга;
в целях реализации своих полномочий вправе заключать договоры и соглашения, подписываемые Губернатором Санкт-Петербурга либо уполномоченным им членом Правительства Санкт-Петербурга;
если иное не установлено федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга, в случае вступления в силу федерального конституционного закона, федерального закона, устанавливающего полномочия органов местного самоуправления или вопросы местного значения муниципальных образований, Правительство Санкт-Петербурга вправе осуществлять данные полномочия до вступления в силу соответствующего закона Санкт-Петербурга, но не более чем в течение пяти месяцев после вступления в силу указанного федерального конституционного закона, федерального закона. Губернатор Санкт-Петербурга в двухмесячный срок после вступления в силу такого федерального конституционного закона, федерального закона обязан внести в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга о разграничении полномочий между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга либо о внесении соответствующих изменений в Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге". Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обязано рассмотреть такой проект закона Санкт-Петербурга не позднее двух месяцев после его внесения на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. При этом время перерыва в заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не учитывается в двухмесячном сроке рассмотрения указанного проекта закона Санкт-Петербурга, а также в пятимесячном сроке, в течение которого Правительство Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления (подпункт в редакции, введенной в действие с 23 марта 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 19 марта 2010 года N 134-42, - см. предыдущую редакцию);
осуществляет иные полномочия, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
2. Правительство Санкт-Петербурга взаимодействует с органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге в порядке и формах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга.